Каждый человек имеет представление о себе, или образ самого себя. В это представление входит мнение о своем здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках. Совокупность представлений человека о себе называется «я – концепцией». Мнение человека о самом себе не всегда совпадает с реальностью. Человек с высокой самооценкой – воспринимает себя позитивно, у личности с заниженной самооценкой практически все воспринимается негативно. Начинает формироваться представление о себе с раннего детства. Уже тогда, когда родители думают над именем ребенка, можно понять чего ждут в будущем от своего чада. Однако, независимо от выбранного имени любовь, поддержка, похвала – все это способствует формированию позитивной самооценки. Если ребенок живет в постоянной критике, бесконечных требованиях, наказаниях – это сформирует негативную самооценку, и негативную «я – концепцию». Взросления, мы начинает обращать внимание не только на мнение родителей. Для нас становится важным, что думают о нас сверстники. В подростковом возрасте мы сравниваем себя с окружением: я такая же красивая? такой же умный? смогу ли я так же красиво говорить? В последующем, люди с положительной самооценкой более терпимы к окружающим. Они легче справляются с собственными неудачами. К тому же у них неудачи происходят реже, поскольку они, как правило, работают эффективнее, чем люди с низкой самооценкой. Высокая самооценка сочетается с такими качествами, как самостоятельность и искренность. Люди с положительными представлениями о себе склонны полагаться скорее на самих себя и потому охотнее принимают критику. Люди с низкой самооценкой, напротив, болезненно воспринимают критику и во всех неудачах винят себя. Они легко поддаются влиянию, ими часто манипулируют, поскольку им не хватает уверенности в себе. Они падки на лесть и критикуют других, чтобы вырасти в собственных глазах. Большинство людей с низкой самооценкой предпочитают работать над простыми задачами, поскольку тогда вероятность успеха увеличивается. Поскольку формируется самооценка с детства, то за ее проявлениями можно проследить, наблюдая за поведением ребенка. Например, дети с низкой самооценкой предпочитают играть с теми, кто младше их. Одним из факторов девиантного (отклоняющегося) поведения: воровство, употребление наркотиков, лудомания (игромания) и др. является низкая самооценка. Как можно повысить самооценку? Важную роль играют поддержка, позитивная оценка и искренняя забота окружающих. Друзья и родственники могут обращаться за советом, учитывать мнение – в общем, делать так, что бы человек понимал свою ценность, свою важность, свою компетентность. Важно научиться себя ни с кем не сравнивать. Сравнениями, к сожалению, страдают некоторые учителя в школе. «Лучший ученик» или «худший ученик» – в корне неверное определение. Лучшими могут быть показатели, оценки, результаты – но никак не сам ребенок. Критика и самокритика – не помощники в формировании самооценки. Даже если у вас что-то вышло не так как было задумано – нужно отнестись к этой ситуации как к приобретению нового опыта. Что-то не учли в этот раз, не хватило каких-то ресурсов, чтобы выполнить задуманное – ничего, в следующий раз обязательно все получиться. В вашем кругу общения должно быть больше людей с позитивной самооценкой. Если в окружении пессимисты, нытики – этот балласт будет тянуть вниз и вас. Делайте то, что вам доставляет удовольствие. Это будет влиять на ваше настроение и, естественно, на результат. Никогда не обесценивайте похвалу, комплименты. Знаете, как это обычно бывает? Кто-то хвалит и говорит восхищенно: «Ты такая молодец, как здорово ты все устроила!». А в ответ, скромно опустив глазки:«Да, ничего особенно…». Достаточно в таких ситуациях просто принять похвалу и ограничиться «Спасибо». И еще одно, но, на мой взгляд, самое важное! Научитесь отдавать. Я не имею в виду подавать милостыню. Вы можете оказать помощь кому-то, можете научить чему-то. Когда мы отдаем, мы становимся ценнее, богаче, ведь к нам возвращается благодарность. психолог-психоаналитик Ирина Куратченко