Школьный коллектив – это особенная социальная структура, в которой существуют свои нормы поведения, правила общения и даже своя субкультура. Все это передается из поколения в поколение от одного школьника к другому. Подчинение этим неписаным правилам и нормам считается строго обязательным. До 14-15 лет дети действительно готовы подчиняться установившимся среди сверстников правилам поведения и часто не могут противостоять групповому давлению. Быть принятым группой сверстников для ребенка важнее, чем заслужить доверие взрослых. О том, что происходит школьных коллективах, мы знаем по собственному опыту. А вот обсуждать агрессивное поведение в детских коллективах стали не так давно. В последнее время даже стали использовать иностранное слово моббинг, наверное, чтобы как-то завуалировать проблему. Моббинг — слово, произошедшее от английского «mob» – толпа. Цель моббинга — дестабилизация объекта. Жертву всячески оскорбляют и унижают, провоцируют и запугивают. Группа агрессивно настроенных детей, как правило, сознательно выбирает себе жертву. Это может быть новичок, или просто ребенок, который не может постоять за себя. Это может быть также ребенок, который хуже или лучше учится, чем все другие, или просто чем-то отличается от других, выделяется из толпы. К такому ребенку эта группа может начать применять разные методы насилия. Это могут быть и оскорбления, и моральные унижения. Конечно у жертвы сразу же возникает чувство страха, одиночества. Обычно, он не может рассказать о своих чувствах дома, потому что боится, что его станут считать трусом или ябедой. Что с ребенком происходит что-то неладное можно заметить даже если он и не рассказывает о своих проблемах. Различными способами ребенок будет стараться избегать школы. Он может «начать себя плохо чувствовать», «заболел живот, голова и т.д.». На вопросы – односложные ответы. Сопротивление может проявляться на физиологическом уровне – ребенок может начать болеть. Так организм будет защищаться от угрожающей опасности. Что делать родителям? Некоторые родители предпочитают не вмешиваться в проблемы детей. Думают, что таким образом они смогут их научить защищаться, отстаивать себя. Но такой опыт ребенку нужно где-то приобрести. Как только агрессивно настроенные дети чувствуют, что их жертва в состоянии защитить себя, они перестают преследовать ее. Если достигается цель моббинга – дестабилизация (жертва убегает, избегает, замирает), ситуация может повторяться многократно. Но если не следует никакой реакции, т.е. объект насмешек и издевательств никак не реагирует, или, что еще лучше относится к нападкам с иронией, то такое поведение обезоруживает. О происходящем нужно поставить в известность учителей, классного руководителя. Психолог может провести тренинг межличностных отношений в классе. Если со стороны учителей нет никакой реакции – поговорите с родителями ребят-обидчиков. Нужно предпринимать какие-либо действия, не ждать пока ситуация «рассосется». Психологическое давление, моббинг не проходит бесследно для личности. Любую ситуацию надо обязательно проработать, потому что все эти ситуации откладываются в бессознательном ребенка. И потом эти травмы мешают ребенку, а затем и взрослому человеку жить. Чем раньше удается справиться с ними, тем легче ребенку будет жить дальше. У ребенка будет меньше страха перед жизнью, перед миром, он будет легче строить отношения с людьми. Психолог-психоаналитик Ирина Куратченко