Обычно, дети очень хотят поскорее попасть в школу. Им кажется, что от этого они станут взрослее, самостоятельнее. Встречаются случаи, когда дети не хотят или безразличны к будущим изменениям. Прежде всего, нужно постараться разобраться с ситуацией. Причин может быть несколько. Во-первых, такому ребенку, возможно, сформировали негативную мотивацию. Например, родные могли говорить так: «вот пойдешь в школу, там тебя научат дисциплине (порядку)». Или старшая сестра/брат могли рассказать о своем негативном опыте – как их обижали, ругали, наказывали. Во-вторых, ребенок может быть сильно привязан к родителям, чаще всего такие дети не посещают детские дошкольные учреждения, воспитываются бабушками и дедушками. Приход в школу воспринимается ребенком как перенос в какую-то новую неизвестную обстановку (которая может быть, по их представлениям, враждебной). Детский сад, помимо прочего, выполняет функцию адаптации и социализации ребенка, то есть учит ребенка общаться с большим коллективом детей, учит отстаивать свою позицию, с другой стороны, подстраиваться, адаптироваться, что тоже очень важно. Если вы не хотите, чтобы ребенок посещал детское учреждение, оставляете его дома, попробуйте организовать занятия или посещение таких мест, которые бы выполняли эту функцию садика. Это может быть детская площадка, если там большое количество детей разного возраста, и вы ходите туда каждый день, или это группа развития, которых сейчас много, или это творческие занятия. Обратите внимание, чтобы в этих творческих занятиях ребенок пристраивался к новым правилам, чтобы он мог выполнять что-то по заданию, чтобы ему было легче выполнить в школе требования, которые она предъявляет, например, дисциплина. Помимо дисциплинирующего фактора, в таких занятиях обязательно должно присутствовать свободное общение. Готовить ребенка в первый класс – это значит не только приобретать форму, тетради, пеналы и ранцы, учить читать и считать. Кстати, момент покупки школьных принадлежностей можно использовать для формирования позитивного отношения к школе. Пусть будущий ученик сам выберет такие принадлежности, которые ему будут по душе. Случается, что родители покупают то, что им нравится или то, что они считают практичным. В данной ситуации лучше руководствоваться критериями привлекательными для ребенка. Но все, же важнее всего психологическая подготовка. Ребенку нужно подробно рассказать, что и как будет происходить в школе. Ваш рассказ должен быть реалистичным, не нужно ничего приукрашивать или, наоборот, сгущать краски. Можно сходить на экскурсию в школу, посетить какое-то мероприятие. Если у ребенка есть какие-либо опасения, важно прояснить чего конкретно он опасается. Возможно, ему не нравится учительница, или он переживает, что забудет что-то, волнуется из-за того, что не сможет подружиться с одноклассниками. В любом случае важно выяснить конкретную причину страхов. Помочь своему ребенку можно «разыграв» проблемную ситуацию. Таким образом, можно будет снять напряжение, найти выход. При любых изменениях в жизни нам требуется время на адаптацию. Адаптация – приспособление организма к новым условиям жизни. Кто-то очень быстро перестраивается в любой ситуации, кто-то – нет. Возрастные нормативы у детей таковы: от нескольких месяцев до полугода (если измерять в учебном времени – это 2 четверти). Если к Новому году ребенок испытывает существенные трудности в школе: с трудом просыпается, не хочет идти в школу, часто плачет по этому поводу, то тогда стоит обращаться к специалистам. Психолог-психоаналитик Ирина Куратченко