КОНФЛИКТЫ.

Куратченко Ирина 25/02/2012

Слово «конфликт» практически всегда вызывает негативную реакцию. Конфликт ассоциируется с обидами, ссорой, порой оскорблениями, давлением и другими неприятностями. Но если посмотреть значение слова — это столкновение или борьба, в психологии — отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Всегда ли такое согласие возможно? Свои суждения мы строим на основании своего личного опыта. Поэтому столкновение мнений, разных точек зрения на проблему может быть много. Недаром в народе говорят «сколько людей, столько и мнений». И если конфликт не такое, уж плохое явление, то почему это слово имеет негативную окраску? Негативизм возникает в ситуации, когда точка зрения другого человека не берется в расчет, игнорируется или поддается критике. Если проследить динамику развития конфликта, то можно увидеть, что вначале каждая из сторон высказывает свое мнение, потом, когда аргументы другой стороной не принимаются, обычно происходит «переход на личности». Можно даже и не вспомнить предмет спора, всплывают старые обиды, невысказанные чувства.
Никто не хочет, чтобы его жизнь была наполнена конфликтами. Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникают помимо нашего желания. В развитии конфликта особая роль принадлежит конфликтогенам. Это слова, действия (или бездействия), которые приводят к конфликту. И дальше цепочка имеет продолжение конфликтоген ответный конфликтоген ответный «более сильный» конфликтоген. Например, житейская ситуация: жена попросила купить продуктов в магазине, а муж не полностью выполнил поручение.
Жена: почему ты никогда не можешь выполнить мою просьбу, уж когда на свою рыбалку собираешься, никогда ничего не забудешь.
Муж: это потому что ты сама не знаешь что хочешь…
Жена: если бы от тебя была, хоть какая-то помощь, денег не зарабатываешь, и на мне еще все домашние заботы…
Муж: меньше бы по телефону трепалась, больше бы пользы от тебя было…
И так может продолжаться бесконечно. Как видно из этого диалога, предмет спора уже не важен, супруги перешли на взаимную критику и придирки.
Что делать, какой выход из конфликтной ситуации? Если снова вернуться к схеме, то становится понятно, что если одна из сторон прервет цепочку, конфликта можно избежать. Например, муж бы мог сказать: хорошо дорогая, я в следующий раз буду более внимательным. Или жена: и в самом деле, надо было сначала список составить.
Мы устроены несовершенно: болезненно реагируем на обиды и оскорбления, проявляем ответную агрессию.
Несколько простых правил помогут избежать конфликтов.
Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.
Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген. Чтобы реализовать это правило, нужно поставить себя на место другого человека, понять его чувства и эмоции.
Правило 3. Делайте как можно больше благожелательных посылов. Это и комплимент, дружеская улыбка, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение.
Каждый из нас нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий благожелательными посылами, становится желанным собеседником.
И несколько советов от Джини Г.Скотт:
Избегайте отрицательных людей, которые не изменятся.
Не тратьте сил на скептиков, которые не будут вас слушать.
Не предоставляйте возможности другим людям уличать вас.

психолог-психоаналитик Ирина Куратченко

Добавить комментарий